Простые, но неочевидные советы по подготовке доклада от Программного комитета
Программный комитет работает с заявками уже с апреля месяца. В списке поданных заявок уже более 70 докладов, на основе которых сформировались некоторые советы о том, что для выступления хорошо, а что — плохо.
Советы эти, кстати, не связаны именно с тематикой конференции, а относятся к любому выступлению от специалиста для специалистов. Рекомендуем к прочтению даже тем, кто стабильно попадает в топ докладчиков, и особенно тем, кто туда стремится. Заодно и познакомимся с некоторыми членами Программного комитета.
Александр Зимин
5 лет в iOS-разработке. Работает в Badoo, занимается разработкой, маркетингом и продуктовым менеджментом.
Совет № 1. Репетируйте доклад без слайдов, а уже после этого начинайте работу над презентацией.
Почему. Конечно, бывают исключения, но чаще всего спикеры, которые репетируют доклады сразу по презентациям, превращаются в комментаторов своих слайдов. Аудитория воспринимает такую подачу куда хуже, чем доклад, в котором слайды просто дополняют рассказ.
Совет № 2. Сделайте так, чтобы контент на слайдах собирался поэтапно.
Почему. Людям свойственно отвлекаться во время доклада. Чтобы слушателям было легче понять, о чем вы говорите в данный момент, стоит сделать так, чтобы контент на слайдах (например, список) появлялся поэтапно.
Совет № 3. Не пытайтесь уместить все детали в один доклад.
Пояснение. Довольно часто, если вы основательно покопались в теме, вам хочется рассказать про все подводные камни и детали, на каждом слайде дать по 100 комментариев: мол, не надо записывать в эту переменную "0", потому что это может привести к таким-то последствиям. Спикеру почему-то кажется, что если он не скажет о такой детали, то знакомые с темой среди слушателей люди подумают, что спикер некомпетентный.
Почему. Не стоит путать доклады и статьи. Довольно сложно понимать всю информацию на слух, поэтому задача доклада — в первую очередь завлечь присутствующих в тему, а также поделиться своей историей и советами. Чрезмерная информация во время доклада очень усложняет его и вгоняет слушателя в скуку. Если вам нужно добавить подробностей, то лучше сделать это в виде отдельного поста и добавить ссылкой на слайды.
Например, этот совет специально раздут ненужными деталями, чтобы показать, насколько он дискомфортнее других.
Станислав Цыганов
В мобильной разработке всю сознательную разработческую жизнь. Помимо основной iOS-платформы, дописывал фичи под Android и WP. Сейчас работает руководителем мобильной разработки в Tutu.ru. Является соведущим подкаста про мобильную разработку Podlodka.
Совет № 1. Не будь рабом своих слайдов!
Почему. Сам по себе формат выступления на конференции подразумевает общение спикера с аудиторией. Докладчик является главным действующим лицом выступления, в нем содержится большая часть сильных и слабых сторон выступления. Даже с не самого полезного выступления крутого спикера слушатели выходят довольными, в то время как скучный докладчик может «завалить» отличную по сути тему.
Основная цель слайдов — помогать спикеру доносить мысли, которые сложно выразить словами.
Совет № 2. Нет проблемы — нечего слушать.
Почему. Одна из самых серьезных проблем черновых версий докладов даже больших конференций в том, что в них нет проблемы, противоречия, конфликта, если угодно. Спикер просто рассказывает истории из жизни. А у слушателей и так на докладе дел по горло — то ленту FB пролистать, то в чатике ответить.
Слушателя надо зацепить — глупо рассчитывать, что он зацепится сам. Редкими исключениями могут быть истории от очень крупной компании или всем известного спикера.
Проблема — первое, что надо сформулировать при подготовке доклада . Если ее придумать потом, то и проблема получится «пластиковой», а половину выступления придется выкинуть, потому что она не имеет к означенной проблеме никакого отношения.
Совет № 3. Не пытайтесь рассказать историю всей своей жизни.
Почему. Тебя распирает, ты хочешь говорить и не останавливаться. Ты классный, ты так много знаешь, если им рассказать все, что ты знаешь, они тебя полюбят и будут безудержно рукоплескать. Нет, не будут.
Соберись, у нас есть проблема? Если нет, то надо ее сформулировать. А что, если проблем несколько? Так бывает, что докладчик по сути рассказывает о двух несвязанных темах, при этом толком не раскрывает ни одну из них. Да и с выводами проблема — под какой из тем подводить черту? Откинь все лишнее, сделай упор на одной теме и подготовь ее хорошо.
Совет № 4. Никогда не выступайте.
Почему. Серьезно, есть куча других способов самовыражения. Например можно написать статью на Хабр, или в личный блог. Можно сходить на PeerLab, в бар с разработчиками. Выплеснуть поток сознания в Telegram. Выступление является одним из самых сложных способов что-то поведать миру. Как там было? — «Если можете не писать, не пишите».
Кстати, этот совет отлично отвечает на вопрос: «Как выбрать тему для выступления?».
Николай Нестеров
5 лет в мобильной разработке. Разрабатывает под Android в Avito.
Совет № 1. В докладе главное — цель.
Почему: Ответьте на вопрос: «Зачем людям мой доклад?» Идеальная цель доклада — принести пользу слушателям. «Вот моя новая архитектура Z, я расскажу о возможностях, сравню с X и Y и озвучу все плюсы и минусы такого подхода».
Помогите системно посмотреть на проблему и покажите новый подход. Сравните, отметьте, где стало лучше, а где — хуже. Будьте честны. Решение подходит не для любых проектов? Обязательно говорите об этом — сэкономите несколько недель и несколько тысяч строк кода кому-то из аудитории. Не стоит продавать людям волшебную таблетку: «Вот новая архитектура Z, и я расскажу, как она решит все ваши проблемы и сделает мир лучше». Захватывающе, но нечестно: говорите об ограничениях своего подхода.
А еще не стоит просто вываливать кучу информации: «Вот новая архитектура Z, и я полчаса буду пересказывать ее документацию». Это бессмысленно, ваши слушатели с тем же или даже лучшим эффектом могли бы просто прочесть документацию.
Совет № 2. Начните с конца.
Почему. Сначала напишите заключение — самую важную часть доклада. Заключение вытекает из цели. Выразите свою идею в конце: ее запомнят слушатели. Думайте об основной части доклада, как о подготовке к заключению. Все куски кода, графики, списки и мемасики должны подготовить слушателей к тому, чтобы идея легко вошла в их голову и надолго там осталась.
Роман Мочалов
В iOS-разработке 5 лет, работает в Improve Digital. Два года назад начал заниматься организацией новосибирского iOS-митапа и до сих пор не может остановиться.
Совет № 1. Готовьте не презентацию — готовьте историю.
Почему. Опыт подсказывает, что людям не интересно слушать неструктурированный текст и видеть подходящие под слова слайды. Поэтому нужно готовить историю. Вы должны не просто описать проблему, но и сделать из этого историю, которую аудитории будет интересно слушать.
У хорошего доклада, как и у хорошего фильма, есть завязка (введение), основное действие (проблема) и развязка (мораль/вывод/совет). Старайтесь делать свои презентации в этом трехшаговом формате. На самом первом этапе, старайтесь заинтересовать слушателя. Обычно люди уходят с доклада после первых пяти минут, если им неинтересно. Заинтересуйте своего зрителя, и он ответит вам взаимностью! В основной части истории раскрывайте проблему, про которую вы рассказываете. Это уже не вводный блок, тут должны быть подробности вашего кейса, решение проблемы. В конце обязательно должен быть вывод — короткий совет, который аудитория вынесет с вашего доклада.
Егор Толстой
Руководит платформенной разработкой клиент-сайда Avito, ведед подкаст Podlodka и несколько Telegram-каналов про разработку и менеджмент. Собаку съел на организации всяких мероприятий по мобильной разработке.
Совет № 1. Не выступайте вдвоем.
Почему. Это плохо для зрителя. Обычно уровень навыков спикеров очень разный, и речь одного нормального докладчика будет разбиваться о косяки другого. Слушателям приходится чаще переключать контекст, а это сложно. Непонятно, за кем следить, на кого смотреть, кого слушать. Короче, одни минусы.
Это плохо для докладчиков. Вы усложняете и не полностью контролируете процесс подготовки. Вы размываете внимание зрителей.
Это плохо для конференции. Вероятности того, что кто-то накосячит, перемножаются, повышаются общие риски.
В 99% случаев совместное выступление делается для того, чтобы потешить самолюбие кого-то из команды. Заставлять страдать зрителей, основного докладчика и организаторов ради чувства сопричастности одного человека — такое себе. Конечно, бывают случаи, когда такие доклады заходят. Но это должен быть принципиально другой формат, а не «я прочитаю первый раздел, ты прочитаешь второй», подкрепленный большим опытом обоих докладчиков и их сыгранностью.
Короче говоря, если идея выступить на пару с коллегой вам кажется хорошей, то вы сильно ошибаетесь.
Совет № 2. Используйте последний слайд правильно.
Почему. Обычно последний слайд отображается на экране максимально долго. Именно на нем сосредоточено все внимание аудитории, пока кто-то задает скучный и никому не интересный вопрос. Так зачем делать его пустым и бесполезным? Для кого вообще надпись «Q&A»? Аудитория и без этого поймет, что докладчик закончил, а можно ли задать вопросы, определит ведущий.
Вместо этого выведите на последний слайд центральную идею своего выступления, ту главную мысль, которую должны вынести слушатели. Это может быть пара тезисов, какая-то схема, таблица. Ее точно внимательно рассмотрят, прочитают и запомнят — воспользуйтесь этим.
Да, вы правы, некоторые советы очень перекликаются. И это совершенно не случайно — мы все сталкиваемся с одними и теми же недостатками на самых разных мероприятиях. Спорим, и вы замечали такое? Не повторяйте чужих ошибок.